Продвижение сайтов частным мастером в Москве

Александр Чалиев

кандидат наук, индивидуальный предприниматель

Москва, Старокоптевский переулок, 5Ас3
+7 (910) 127-45-11
ежедневно с 9:00 до 20:00
Оставить онлайн-заявку

Геометрический подход к индексному факторному анализу

В данной статье представлен авторский подход к статистическому индексному факторному анализу как альтернатива классическому способу.

Широкое распространение в экономике и статистике получил метод индексного факторного анализа, с помощью которого выявляется влияние отдельных факторов на изменение сложного явления.

Например: в базисном периоде было реализовано 100 ед.товара по цене 5 руб./ед., а в отчетном – 150 ед.товара по 7 руб./ед. Факторный анализ в данном примере – это определение насколько изменилась выручка от реализации товара в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет каждого фактора (изменение цены и изменения количества реализованного товара) в отдельности. Обозначим цену товара «p», количество – «q», а выручку – Q = pq. Эти данные, относящиеся к базисному периоду, обозначим «0», а относящиеся к отчетному периоду – «1». Тогда базисная выручка составит Q0=p0q0 = 100*5 = 500 (руб.), а отчетная выручка составит Q1=p1q1 = 150*7 = 1050 (руб.). Таким образом, выручка увеличилась на ΔQ = Q1 – Q0= 1050 – 500 = 550 (руб.) или iQ = Q1/Q0 = 1050/500 = 2,1 (раза). Это изменение выручки необходимо разложить на факторы, которые его вызвали. Таких факторов два: изменение цены и количества. Обозначим изменение выручки за счет цены ΔQp, а за счет количества - ΔQq.

Классическим методом выполнения факторного анализа является использование двухфакторной мультипликативной индексной модели следующего вида: iQ = iqip, где iq = q1/q0, а ip= p1/p0.

В нашем примере: iq = 150/100 = 1,5 и ip = 7/5 = 1,4, тогда iQ = 1,5*1,4 = 2,1. Теперь, классически считая, что q – это первый фактор (при неизменной цене), а p – второй (при изменившемся количестве) получим:

ΔQq = (iq – 1)Q0 = (1,5 – 1)*500 = 250 (руб.)

ΔQp = iq(ip – 1)Q0 = 1,5*(1,4 – 1)*500 = 300 (руб.)

Проверка: ΔQq + ΔQp = 250 + 300 = 550.

Теперь, меняя факторы местами, то есть считая, что p – это первый фактор (при неизменном количестве), а q – второй (при изменившейся цене) получим:

ΔQp = (ip – 1)Q0 = (1,4 – 1)*500 = 200 (руб.)

ΔQq = ip(iq – 1)Q0 = 1,4*(1,5 – 1)*500 = 350 (руб.)

Проверка: ΔQq + ΔQp = 200 + 350 = 550.

Вышеизложенный подход факторного анализа является классическим, но он не учитывает, что обычно оба фактора (изменение цены и количества) влияют на анализируемое явление одновременно, а не один после другого. Следовательно, классический подход дает неверный результат.

Для решения этой проблемы – проведения факторного анализа одновременного влияния двух факторов – воспользуемся геометрическим подходом. Обозначим одну сторону прямоугольника q0, а другую – p0, тогда его площадь будет равно базисной выручке Q0 = q0p0.


Исходные данные

Отчетную выручку Q1 изобразим в виде площади второго прямоугольника (большей площади), в который трансформируется первый прямоугольник с площадью Q0 при изменении его одной стороны с p0 до p1 и другой стороны с q0 до q1.


Изменение цен и количества

Как видно из рисунка Q1 = Q0 + q0Δp + p0Δq + ΔpΔq, тогда общее изменение выручки состоит из трех составляющих:

ΔQ = Q1 – Q0 = q0Δp + p0Δq + ΔpΔq,

где q0Δp – изменение выручки (площади прямоугольника) за счет изменения только цены; p0Δq – только количества; ΔpΔq – взаимного влияния изменений цены и количества друг на друга (закрашено серым на рисунке).

В нашем примере: q0Δp = 100*2 = 200 (руб.); p0Δq = 5*50 = 250 (руб.) и ΔpΔq = 2*50 = 100 (руб.). Проверка: ΔQ = 200 + 250 + 100 = 550 (руб.).

Третья составляющая ΔpΔq определяется факторами изменения цены и количества, поэтому ее необходимо разложить на эти две составляющие и прибавить к первым двум слагаемым общего изменения. Немного преобразуем эту составляющую:


Третий фактор

Для разложения полученной величины (iq-1)(ip-1)Q0, то есть закрашенной на рисунке площади, нужно определить, какую ее часть отнести к фактору изменения цены (Δp), а какую – изменению количества (Δq). Сделаем это пропорционально изменениям цен и количества, то есть доля изменения цены составила



Доля изменения количества составила



Тогда получаем новые формулы для двухфакторного анализа:


Изменение за счет цен

Изменение за счет количества

Можно выполнить элементарные преобразования с полученными формулами и перейти к следующим:


Новые формулы факторного анализа

В нашем примере:

ΔQp = (2,1*1,4-1,5)*500/(1,4+1,5) = 248,3 (руб.)

ΔQq = (2,1*1,5-1,4)*500/(1,4+1,5) = 301,7 (руб.)

Проверка: ΔQ = 248,3 + 301,7 = 550 (руб.).


Предложенный подход факторного анализа может быть использован для любых случаев, когда 2 фактора мультипликативно влияют на результат, причем их влияние одновременно, а не один после другого как предполагает классическая модель факторного анализа.

01.03.2009 Чалиев А.А.
Статья представлена на Международной научно-практической конференции (22-23 апреля 2009)
"Финансово-экономические процессы
в условиях современного кризиса"